Перезвоните мне

+7 (495) 77-55-145

Юзабилити анализ: разновидности и отличия. Как провести анализ сайта? - блог о веб аналитике Keyvision

Юзабилити анализ: разновидности и отличия. Как провести анализ сайта?

( а/б тестирование анализ сайта юзабилити сайта )

22 Мая 2013 | Юлия Бавыкина

Понятие «юзабилити» все чаще встречается нам в различных сферах и с каждым годом набирает все больший оборот важности применения. Однако этот иностранный термин, как и многие другие, пришедшие «извне», нередко используются без учета значения. Так что же это за «зверь» и с чем его «едят»?

Немного из истории

Начиная еще с 70-80х годов 20го столетия, во времена развития человеко - компьютерного взаимодействия, с появлением сложных компьютерных систем, появилась также необходимость уметь правильно оценивать удобство пользования системами. Термин «юзабилити» был использован для анализа программного обеспечения в 1977 году впервые, а уже в 80-х годах была сформирована дисциплина «юзабилити – инженерия», которая посвящена методам юзабилити. Однако только после 1998 года утвержден был стандарт ISO 9241-11 и выпущена первая книга одним из основоположников юзабилити Джейкобом Нильсеном, которая и явилась основой создания юза’бильных сайтов.

Понятие «юзабилити сайта»

Как известно, для «выживания» и развития веб-сайта, их владельцам необходимо постоянно работать над удобством его использования и ориентироваться на нужды пользователя. За это и отвечает термин «юзабилити».

Удобство сайта (юзабилити) оценивается по следующим 5 параметрам:

  • простота обучения: насколько легко новый пользователь может обращаться с сайтом;
  • легкость запоминания: как легко пользователь может восстановить в памяти пути взаимодействия с сайтом;
  • удовлетворенность посетителя качеством сайта;
  • эффективность пользования контентом;
  • вероятность ошибки: сколько ошибок совершают пользователи и насколько они серьезны.

am22.jpg

«Мой сайт полностью отвечает указанным требованиям» - скажете Вы, посмотрев на схему выше, и окажетесь неправы. Не потому, что идеально проработанных сайтов не существует, а лишь потому, что понятие юзабильного сайта складывается не в одноразовой оценке, а в постоянной работе над удобством веб-сайта для пользователей. Причиной тому являются новые тенденции в дизайне интернет-ресурсов, которые постоянно меняются и вынуждают следовать им, так как большую роль при взаимодействии играет именно визуальное впечатление.

Этапы оценки юзабилити

Работу по оценке юзабилити сайта можно разбить на следующие основные этапы:

  1. корректная настройка систем веб-аналитики;
  2. период сбора данных (обычно занимает около месяца, зависит от количества трафика на сайте);
  3. анализ собранных данных, выявление причин ошибок взаимодействия, создание прототипов страниц (при необходимости);
  4. внедрение собранных рекомендаций;
  5. оценка выводов на основе статистики.

Эти глобальные этапы в свою очередь можно разделить на множество подэтапов. При этом для каждого проекта они могут быть разные.

Если первые два пункта не требуют пояснений, то остальные необходимо рассмотреть подробнее.

Оценка собранных данных

После того, как релевантное количество данных собрано, можно приступать к оценке статистики. Существуют разные подходы к оценке результатов, однако каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Для увеличения же точности отдачи от анализа необходимо поставить четкие цели, которых нужно достигнуть.

Основные пункты проверки на данном этапе следующие:

  • корректное отображение сайта в различных браузерах;
  • актуальность контента;
  • удобство навигации;
  • простота осуществления заказа товаров;
  • простота поиска по сайту;
  • внешний вид и дизайн.

Пройдя по всем указанным пунктам, мы сможем получить более менее полную картину о том, над чем нужно поработать. Помимо оценки самого сайта, важно также изучить конкурентную среду и основные тенденции в сфере деятельности сайта.

Существуют разные подходы по улучшению юзабилити сайта:

  1. Анализ с помощью специально собранной фокус-группы. Это постановка реальных задач перед реальными пользователями и фиксирование результатов для дальнейшего анализа.

    am23.jpg

    Здесь два подхода:

    • группа состоит из целевой аудитории сайта, ранее не знакомая с ним;
    • группа, состоящая из реальных пользователей вашего сайта.

    Юзабилити-тестирование с помощью фокус-группы рекомендуется проводить наравне с остальными подходами, так как для анализа привлекаются реальные пользователи. Следует только помнить, что вы тестируете возможности сайта, а не способности пользователей, поэтому также важно правильно сформулировать задачу для тестируемой группы. Почему мы рекомендуем использовать данный подход вместе с остальными? Потому что тестирование с помощью фокус-группы позволяет сократить вероятность ошибки юзабилити-специалиста и синхронизировать сам процесс тестирования.

  2. Экспертный анализ - осуществляется экспертом или группой экспертов в области юзабилити и маркетинга, в результате которой выявляются основные недочеты пользовательского интерфейса и составляются рекомендации по устранению этих недочетов.

    am24.jpg

    При проведении экспертизы обычно используют числовые оценочные шкалы и эвристический тезисный анализ. При составлении отчета описываются преимущества и недостатки сравниваемых интерфейсов (например, интерфейса исследуемого сайта и аналога, подобранного экспертом) относительно друг друга, а так же относительно общепризнанных принципов usability.

    Проведение экспертизы сайта направлено на достижение следующих целей:

    • увеличение конверсии, снижение количества уходов со страниц ресурса, сокращение процента отказов, увеличение лояльности посетителей.
    • повышение эффективности работы пользователей, повышение скорости и простоты выполнения операций, сокращение времени, необходимого на обучение пользователя.
    • качественное улучшение удобства пользования ресурсом, уменьшение числа пользовательских ошибок, создание более привлекательного и современного интерфейса.
  3. Проектирование интерфейса сайта (включает также экспертный анализ):

    • На уровне прототипирования (в виде текстового файла)
    • На уровне разработки (в виде html файла)

    Проектирование ресурса также базируется на методе эвристической оценки пользовательских интерфейсов, анализе конкурентной среды и общепризнанных принципах usability. Проектирование интерфейса ресурса направлено на достижение тех же целей, что и экспертиза с тем отличием, что результат работ уже готов к внедрению.

Каждый из рассмотренных выше подходов к анализу юзабилити сайта в своей мере эффективен, однако наиболее верным из них является комплекс всех перечисленных видов работ.

am25.png

Внедрение рекомендаций и оценка выводов

После проведения анализа юзабилити нужно начинать внедрять выявленные рекомендации в сайт. После чего проследить, как сказались изменения на лояльности пользователей и проценте конверсии.

Однако, даже если вы полностью уверены в эффективности рекомендаций и ваше желание поскорее все реализовать не имеет границ, мы рекомендуем проверить отдачу от предложенных изменений с помощью любого из инструментов тестирования: Google Content Experiment, Visual Website Optimizer, Optimizely и др. Используя инструменты тестирования, мы сможем выявить наиболее эффективный из сформированных вариантов, опираясь на численные показатели.

Адрес: Москва, центр дизайна ARTPLAY, ул. Нижняя Сыромятническая, дом 10 (м.Курская)
Тел.: +7 (495) 77-55-145
Email: info@keyvision.ru
KeyVision, 2011-2017. © All Rights Reserved

Дизайн: ijidigital

 
ъ 1